Просмотров статьи: 40042
Уроки ArtCAM - импорт-экспорт
ArtCAM (PRO 2018) является одной из лучших профессиональных программ для создания моделей для фрезерных станков с ЧПУ. Импорт-экспорт в программе ArtCAM позволяет открывать, редактировать и сохранять файлы в разных форматах. Несмотря на видимую сложность программы она легка в усвоении и при небольшой практике позволяет подготавливать модели для станка даже новичкам.
ArtCAM также использует свой формат файлов, имеет встроенную библиотеку (как правило загружается отдельно пакетом обновлений) моделей и векторов. Все модели, созданные непосредственно в программе можно сохранить в данной библиотеке, что позволит затем использовать их в других проектах, а также редактировать (изменять размеры по XYZ, деформировать по XY, копировать, размножать).
Всё основано на собственном опыте, более 400 часов работы в программе позволило достаточно хорошо разобраться в хитросплетениях векторов и создании новых моделей.
Наиболее актуальные версии программы – это ArtCAM 2008 и ArtCAM 2018, переходные версии 2010 года и 2012 как-то не прижились в ряду самодельщиков и профессиональных пользователей (я сужу по количеству контента в интернете, хотя могу ошибаться).
Основы – форматы файлов *.rlf и *.art в программе ArtCAM 2018
Стоит знать, что программа ArtCAM 2018 сохраняет модель в файле рельефов ArtCAM (расширение *.rlf), а программа ArtCAM 2008 (в версиях 2008-2013) в формате рельефов *.art. В более ранней версии программы используется аппаратный ключ защиты, поэтому вы не сможете открыть файлы *.art в программе ArtCAM 2018. Стоит это учитывать при сохранении моделей и при переезде на новую версию программы.
Как открыть старые файлы *.art (2008) в новой программе (2018)
При длительной работе в программе может накопиться большая библиотека своих файлов в программе. Если вы решите переехать со старой программы на новую, то нужно переконвертировать библиотеку в новый формат. Тут есть два варианта:
- Если библиотека небольшая, то можно перевести файлы в ручном режиме через сохранение в STL формате (как создавать STL файлы расскажу по тексту ниже).
- Если библиотека разрослась до неприличных размеров, сохранение руками будет неэффективно и долго. Этот вариант тоже не простой, но позволит другим способом и пакетно пересохранить файлы библиотеки в новом расширении. Необходимо воспользоваться функциями более поздних версий программ.
- Тут у нас два варианта:
- Первый вариант - открыть библиотеку файлов (программы 2008) в более новой версии программ 2013 и 2015 R2.SP3 – открыть модель и сохранить её заново. Таким образом файлы *.art конвертируются в файлы *.rlf. Но к сожалению, это тоже необходимо делать руками.
- Второй вариант – автоматизированный. В программе ArtCAM 2015 R2 была создана дополнительная надстройка «Инструментарий» В ней необходимо задействовать функцию Toolbox:
- Закройте все запущенные сеансы ArtCAM.
- Загрузите прикрепленную программу установки надстройки File Convertor.
- Щелкните правой кнопкой мыши по файлу ArtCAM 2015 R2 File Conversion Tool.exe и выберите Запуск от имени администратора.
- Выполните вход в Мастер установки в обычном режиме.
- Запустите ArtCAM 2015 R2.
- Щелкните по вкладке Инструментарий, затем нажмите на значок «Конвертор» файлов.
- Нажмите Обзор и найдите папку с файлами модели ArtCAM (*.art), которые требуется преобразовать. Выберите данную папку.
- Нажмите кнопку «Преобразовать» файлы.
- Появится сообщение о том, что резервная копия файлов не создана. Создайте её при необходимости (да мало ли...).
- Нажмите «Да», чтобы преобразовать файлы. По завершении процесса преобразования файлов отображается окно сообщения об успешном выполнении.
Конечно, нужно будет устанавливать дополнительные программы, но это уже другой вопрос.
(Я пробовал работать в программах 2008, 2010, 2015 но вот эти проблемы совместимости, а так же новые технологии подтолкнули на освоение новой программы ArtCAM 2018, поэтому далее будет рассматриваться работа именно в этой программе).
Импорт-экспорт STL модели в ArtCAM 2018
Самое актуальный формат файлов при создании моделей в программе ArtCAM – это STL. Так же программа понимает и открывает файлы формата OBJ. Сейчас рассмотрим импорт и экспорт, а также создание файлов STL и их сохранения.
(Импорт и экспорт в формате OBJ ни чем не отличается).
Как минимум нужно создать новую модель (пустую) в программе.
При запуске программы нас приветствует окно, предлагающее создать новую модель.
Пишем размеры модели, выбираем разрешение модели. Тут стоит остановиться подробнее. То есть создавая модель 20х30 мм, или модель 1000х1000 максимальное разрешение всегда будет не более 4000х4000 точек – это ограничение программы (в отдельном уроке я расскажу, как это ограничение можно обойти и поднять разрешение до 10000х10000 и более).
Поэтому, если работаете с небольшой моделью, нужно создавать изначально в похожих пределах, без большого запаса. То есть если будущая модель (импортированная или взятая с библиотеки) имеет размер 200х300, то и создавать новую модель нужно близкую по размеру (конечно, если не планируете её увеличивать).
Итак, модель создана – по факту это пустая заготовка, давайте теперь импортирует STL модель или модель со встроенной библиотеки.
- Рельеф – Импорт – Импорт 3D модели (STL или OBJ)
Выбираем файл STL, ждём загрузки – далее прописываем нужные размеры, снимая галочки в чекбоксам можно менять размеры по осям отдельно. Также можно (а при необходимости нужно) поворачивать модель. Располагаем по центру, либо как необходимо в процессе проекта.
Итак, модель загружена, теперь она доступна к редактированию (будет в других уроках) – но сейчас рассмотрим экспорт модели в библиотеку рельефов ArtCAM, и обратно в STL.
Сохраняем модель в библиотеку рельефов ArtCAM
Итак, чтобы сохранить текущий рельеф в самостоятельный файл в библиотеку рельефов:
- Рельеф – Экспорт – Как файл – позволяет сохранить модель с рельефом в формате *.rlf как отдельный файл с выбором места сохранения.
- Рельеф – Экспорт – В библиотеку рельефов - позволяет сохранить модель с рельефом в формате *.rlf в своей библиотеке, которая доступна с предварительным просмотром прямо из программы.
Если у вас не установлены файлы дополнений с базовыми моделями, то очевидно данная библиотека будет пуста. Сама библиотека находиться в директории:
C:\Users\Public\Documents\Файлы ArtCAM\Рельефы – здесь так же можно самостоятельно создавать каталоги для удобства работы в программе и сортировать файлы по своему усмотрению.
В библиотеке файлов (при установленных дополнениях) так же куча дополнительных файлов, шаблонов, векторов и текстур.
(При переустановке Windows не забывайте сохранять каталог «Файлы ArtCAM». После новой установки программы достаточно скопировать данный каталог в новую директорию на диске С – все ваши шаблоны, модели рельефов и другие файлы будут сразу доступны из программы).
Теперь для примера давайте сохраним модель в библиотеке –
- Рельеф – Экспорт – В библиотеку рельефов.
Обнулим рельеф на основной модели (то есть по сути удалим его).
Откроем библиотеку и выберем ранее сохранённый файл
Рельеф автоматически становиться на поверхность пустой модели, теперь его можно изменять по 3-м осям увеличивая или уменьшая. Нажимая на значок замка можно зафиксировать пропорции по XYZ либо только по XZ, либо убрать фиксацию пропорций вообще.
Также рельеф можно изменять на модели, растягивая или сужая по крайним точкам.
Далее либо Вставляем рельеф и он закрепиться в виде фиксированного, либо просто закрываем текущее окно (рельеф останется доступен к редактированию). Повторное редактирование рельефа будет доступно при нажатии на кнопку «Преобразовать»:
Кнопка ниже позволит деформировать модель по осям XY что бывает очень удобно, допустим, при распределении отдельных рельефов по периметру овальной рамки.
Отредактированный рельеф снова делаем активным (нажимаем на него курсором) и снова выбираем «Преобразовать» а затем справа внизу «Вставить» либо «Вставить на новый слой»:
Теперь изменённый рельеф можно снова сохранить в библиотеку или отдельным файлом.
Конвертация модели из ArtCAM в STL
Напрямую ArtCAM не умеет напрямую сохранять модель в формате STL – модель нужно преобразовать, то есть создать триангулированную сетку, то есть тот самый STL.
Опять выбираем:
- Рельеф – Экспорт – Создать триангулированную сетку.
- Появляются дополнительные опции (их выбор зависит от ваших требований к новой модели).
- Точность 0.01 мм (увеличение точности до 0.005 мм практически не сказывается на качестве будущего STL файла, но увеличивает его размер на ~30%).
- Один из основных параметров – это угол сглаживания. То есть чем больше будет выбран угол, тем больше будут смазаны (сглажены) резкие углы на текущей модели). Подбирается опытным путём (я использую угол от 20 до 60, в зависимости от модели и требований).
- Итак, параметры проставили – нажимаем «Создать».
- При необходимости можно изменить Опции и создать сетку заново, не закрывая текущее окно.
Если всё устраивает – сохраняем файл в одном из форматов. Я использую в основном стандартный бинарный STL, но можно сохранить в ASCII (текстовый) STL, либо в OBJ. Так есть некоторые другие форматы, но здесь не буду рассматривать данные расширения, так как сам никогда не пользовался.
Стандартный (бинарный) STL как по мне наиболее оптимальный вариант.
ASCII (текстовый) STL – это файл будет весить примерно на 1,8 раз больше предыдущего (никаких преимуществ в нём не увидел).
OBJ – файл можно открыть в большинстве 3D редакторов. OBJ так же можно открывать при импорте моделей (аналогично STL файлам).
Импорт экспорт растровых картинок (карты высот, в оттенках серого)
Практически все, кто хотя бы немного успел поработать в программе ArtCAM, знают, что для создания рельефа в программе можно использовать картинки в оттенках серого, или так называемые карты высот, градации серого, оттенки серого, Grayscale. Как искать такие картинки и как поднимать с них рельеф подробно написано вот в этой статье на сайте.
Но можно ли сохранить модель в таком формате, то есть сохранить не как STL а как картинку в оттенках серого – да, конечно можно. Возвращаемся к модели на основном экране (чтобы закрыть выше созданную модель STL, достаточно повторно нажать по иконке, либо закрыть окно по крестику).
Далее выбираем:
- Рельеф – Экспорт – Как файл;
- Далее выбираем формат файла;
- Либо «Растр Windows (*.bmp)»;
- Либо «16-битовый рисунок TIFF (*.tif)».
Количество точек в обоих файлах будет равно изначально выбранному разрешению, то есть разрешению модели (в примере выбрано максимальное 4000Х4000).
Объём файлов в мегабайтах при сохранении (экспорте):
- в формате *.bmp будет весить – около 15 Мб;
- в формате *.tif – около 30 Мб;
- в формате *.stl – около 100 Мб;
- в формате *.obj – около 240 Мб.
Сохранённый файл (карта высот в оттенках серого) можно отредактировать в любом растровом редакторе типа Photoshop, Gimp, а затем поднять из него рельеф снова. Как поднимать рельеф из таких картинок подробно расписано в этой статье.
Вот такая вот красота получается (ниже скрин, полноразмерная картинка имеет тоже разрешение, что и начальная модель, то есть 4000х4000 p):
В заключении – большие размеры загружаемых моделей, а также выбранное высокое начальное разрешение рабочей модели потребляет большое количество оперативной памяти, поэтому на слабых компьютерах программа может зависнуть, а иногда и вылететь. Чтобы не потерять данные, стоит чаще сохранять модель. Кстати, программа так же может вылетать просто, при выполнении тех или иных действий – имейте ввиду. Возможно это связанно с индивидуальными параметрами установленной Windows, а может с ошибками программного обеспечения.